Minsk-Belarus

За сацыяльную сусветную гаспадарку! Супраць неаліберальнай глабалізацыі!

назад

 

Дыктатура на Беларусі і глабалізацыя

 

                  Спецыяльнае дасье

 

 

 


Інфармацыя ў вебе аб праблемах трансфармацыі Ўсходняй Еўропы


Transnational Online


Інфармацыя ў вебе аб праблемах глабалізацыі

Інстытут Праблемаў Глабалізацыі


Znet

Transnational Institute



 
 

13-02-04 Лукашенко высказал свои претензии к России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что не отдаст за долги свое национальное достояние – «Белтрансгаз». 

В пятницу он лично посетил компанию. Специальный корреспондент НТВ сообщает подробности из Минска.
Пережив несколько неприятных часов после временного прекращения поставок газа из России, Белоруссия заявляет о неизменности своих позиция в многомесячных переговорах с Москвой. Президент Лукашенко приехал в «Белтрансгаз», за акции которого идет долгая и жесткая борьба. Там он убедился в том, что в газовых установках давление в норме, но заявил о ненормальном давлении на него и его страну. Чаще всего звучало слово «шантаж». В «Белтрансгазе» Александр Лукашенко заверил население в том, что оно никогда не останется без топлива.
Переговоры с Россией продолжаются, но белорусский лидер, по его словам, никогда не согласится с ценами, которые его заставляют принять.
Александр Лукашенко: «Если уж откровенно говорить, вот в чем вопрос. Отдай за так, тогда мы тебе откроем газ. Вот эта волокита до сих пор идет – то закроют, то откроют. И шантажируют страну, шантажируют народ».
Среди вариантов, которые Белоруссия готова рассмотреть, Александр Лукашенко назвал украинскую схему. Но подчеркнул, что речь идет о полном пакете.
По мнению Лукашенко, должны быть уравновешены не только цены на газ и его транзит. Россия должна также выделить Белоруссии квоты на перепродажу своего газа в Европу, как это произошло с Украиной.
Александр Лукашенко: «Они говорят, условия Украины. Так они еще Украине разрешили 6 миллиардов кубов газа ежегодно продавать на Запад. Берут у России по 50 долларов, а продают по 110 на Запад… Полмиллиарда они кладут в карман. Если это условие, то мы согласны по 50 долларов, но мы тоже имеем право продать 6 миллиардов этого газа».
По оценке белорусского лидера, ситуация может развиваться самым неблагоприятным образом, вплоть до разрыва предыдущих договоров. Лукашенко говорит об этом, как о возможном, теоретическом варианте. Но все же говорит. Александр Лукашенко: «Мы ведь бесплатно обслуживаем России противовоздушную оборону, перемещение автотранспорта, железнодорожного транспорта за копейки. Летают, ползают, ходят – все это фактически бесплатно. Они там кричат, шумят, Касьянов заявил о том, что он приостановил какой-то пункт. Ну, если выходит из одного договора, то это повлечет за собой выход наших государств из других договоров. Кому это надо? Я думаю, ни нам, ни России».

Это была не первая газовая атака на Белоруссию и не последняя, как полагает Александр Лукашенко.
Раньше решающее слово оставалось за президентами. Теперь, похоже, все слова сказаны. В администрации белорусского лидера сообщили, что планировавшаяся на середину февраля встреча в Москве не состоится

 

13.02.04. /RusEnergy/. Белоруссия не может пойти на продажу ОАО "Белтрансгаза" по балансовой стоимости, 

заявил в пятницу президент республики Беларусь Александр Лукашенко. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на сообщение, размещенное на официальном сайте белорусского президента. "Нам предлагают продать по балансовой стоимости - примерно 300-400 млн долларов - то, что стоит по оценке международных аудиторов 5 млрд долларов, - заявил белорусский лидер, посещая "Белтрансгаз". - Мы не настолько богаты, чтобы раскидываться такими средствами. Продать в условиях рыночной экономики по балансовой стоимости другому государству национальное достояние, отдать фактически бесплатно - я на это пойти не могу. Я не могу совершить преступление против собственного народа

 

 

29-01-04. Аляксандар Лукашэнка сёньня прысьвяціў газавай праблеме частку сваёй нарады з урадам. Паводле ягоных выказваньняў, ня варта драматызаваць газавыя супярэчнасьці, патрэбна весьці перамовы з расейскім бокам, нягледзячы на ўсе цяжкасьці і не ісьці на канфлікт, у тым ліку праз СМІ. Ці ёсьць нейкія зьмены ў пазыцыі афіцыйнага Менску на гэтых перамовах — Аляксандар Лукашэнка не патлумачыў.

Больш выразна на тэму перамоваў з “Газпромам” сёньня выказаўся першы віцэ-прэм’ер беларускага ўраду Ўладзімер Сямашка, выступаючы на калегіі Мінэнэрга. Гаворыць прэсавы сакратар Міністэрства энэргетыкі Лілія Дулінец: “Пакуль кантракт з “Газпромам” не падпісаны, аднак перамовы ідуць, як ён сказаў, складана, але паступальна. Так што ўсё будзе добра, адзінае, што ён сказаў, што сумеснае прадпрыемства, можа, у сярэдзіне году створым. А потым далей будзем весьці перамовы аб пастаўках газу па цане пятага цэнавага поясу Расеі”, — гэтак Лілія Дулінец пераказала словы першага віцэ-прэм’ера Ўладзімера Сямашкі.

Паводле гендырэктара “Белтрансгазу” Пятра Пётуха, Беларусі ў лютым патрэбна 1,8 мільярда кубамэтраў газу. Сёньня, калі скончыўся тэрмін дзеяньня дадатковых кантрактаў на пастаўку газу ў Беларусь, зноў у апошні момант была дасягнутая дамоўленасьць пра падпісаньне новага кантракту на пастаўку газу ў Беларусь кампаніямі “Ітэра” і “Транснафта” на люты.

Агенцтва “Прайм-ТАСС” яшчэ раніцай са спасылкай на “Белтрансгаз” паведаміла, што незалежныя пастаўцы працягнулі на люты ранейшыя кантракты, на ўмовах, блізкіх да тых, што былі ў студзені. Гэта значыць, за 47 даляраў за 1 тысячу кубамэтраў газу.

Прэсавы сакратар групы кампаніяў “Ітэра” Яўген Астапаў падкарэктаваў гэтую інфармацыю, зазначыўшы, што працягнуць стары кантракт нельга: “Дэлегацыя “Ітэры” цяпер, па-мойму, знаходзіцца на шляху ў Менск для таго, каб падпісваць катракт. Я думаю, што пазыцыі бакоў узгодненыя, калі дэлегацыя “Ітэры” вылецела для перамоваў”.

Тое, што няма ніякіх шанцаў на атрыманьне газу па ранейшым льготным кошце, урэшце прызнаў і ўрад, які абвясьціў пра 24-адсоткавае падвышэньне ўнутраных коштаў на газ. Паведамляецца, што яно ня будзе датычыць насельніцтва, але насельніцтва і так плаціць за спажыты газ паводле кошту амаль 70 даляраў за 1 тысячу кубамэтраў. Прыблізна столькі ж цяпер будуць плаціць і прадпрыемствы.

Акрамя газавых праблемаў, Беларусь мае цяжкасьці і з імпартам расейскай электраэнэргіі. РАТ “ЕЭС Расеі” патрабуе за кіляват-гадзіну 2,16 цэнта, пры тым што летась гэты кошт складаў 1,68 цэнта. Як заявіў віцэ-прэм’ер Уладзімер Сямашка, пры такіх умовах Беларусь можа адмовіцца ад закупу расейскай электаэнэргіі, бо яе будзе выгадней вырабляць у сябе

 

29-01-04

Ураду Беларусі будзе цяжка дамовіцца з “Газпромам” аб пастаўках газу па цэнах, адрозных ад усясьветных. На такой думцы сыходзяцца маскоўскія экспэрты. 

 

Адзіная магчымасьць для Беларусі — гэта зьмяніць сваю пазыцыю ў пытаньні продажу “Газпрому” кантрольнага пакету акцыяў кампаніі “Белтрансгаз”. Нагадаю, што “Газпром” згодны заплаціць за акцыі 306 мільёнаў даляраў, а беларускі бок патрабуе болей за мільярд даляраў. Вось што гаворыць на гэты конт аналітык фінансавае кампаніі “Нікойл” Леў Сныкаў:

(Сныкаў: ) “Калі пазыцыі бакоў застануцца такімі ж непрымірымымі, як цяпер, то цяжка казаць аб нейкіх саступках з боку “Газпрому”. Таму што калі няма нават намёкаў на вырашэньне сытуацыі зь “Белтрансгазам”, то навошта “Газпрому” ісьці на саступкі ў дачыненьняў коштаў на газ?”

Такім чынам, экспэрты лічаць, што, у найбліжэйшы час беларускі бок ня зможа заключыць з “Газпромам” кантрактаў на выгодных умовах. І на дадзеным этапе Беларусь можа разьлічваць на пастаўкі толькі з боку незалежных расейскіх кампаніяў “Ітэра” і “Транснафта”. Аднак вядома, што кантракты з гэтымі кампаніямі скончацца 29 студзеня. І пакуль перамовы аб іх працягненьні не даюць выніку. Гаворыць прэс-сакратар кампаніі “Ітэра” Яўген Астапаў:

(Астапаў: ) “Я ведаю, што кантакты зь “Белтрансгазам” падтрымліваюцца, але пакуль мне болей нічога не вядома”.

Са словаў Яўгена Астапава, перамовы вядуцца паралельна ў Менску і Маскве.

Але ў любым выпадку экспэрты ўпэўненыя, што Беларусі не абыйьціся без паставак “Газпрому”. Вось што гаворыць Лёў Сныкаў:

(Сныкаў: ) “Цалкам забясьпечыць Беларусь газам расейскія незалежныя вытворцы ня ў стане. Не гаворачы ўжо пра тое, што яны самі карыстаюцца газатранспартнай сыстэмай “Газпрому” і такім чынам залежаць ад яго інтарэсаў”.

Маскоўскія экспэрты лічаць, што на наступных перамовах з “Газпромам” беларускі бок будзе вымушаны альбо пагадзіцца на ўсясьветныя кошты на газ, альбо паабяцаць перагледзець сваю пазыцыю наконт “Белтрансгазу”
ОТКЛЮЧЕНИЕ ГАЗА – РЫЧАГ ДАВЛЕНИЯ НА ЛУКАШЕНКО


Выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихон огласил свое видение чуть было не состоявшегося прекращения поставок российского газа в Беларусь. По его мнению, причины кроются прежде всего в политике – Лукашенко пытаются заставлять его обещания о дальнейшей интеграции двух стран. Вот что сказал Жарихин журналисту Нателле Болтянской.

– Я так понимаю ситуацию. Долгое время, достаточно много лет у нас был такой негласный договор, бартер: газ в обмен на разговоры об объединении России и Беларуси. На последних встречах президент предложил несколько другой бартер Лукашенко. Тоже газ, но в обмен на конкретные шаги по объединению России и Беларуси. Как раз этот бартер Лукашенко начал активно саботировать. Потому что уже практически стихли очень оптимистичные разговоры о создании единой рублевой зоны к 2005 году. Давно уже не слышно очень оптимистичных реляций по поводу последней точки в конституционном акте, который готовится где-то втайне от нас. И затормозились практически переговоры реально по приватизации и продаже Беларуси "Белтрансгаза". То есть все те условия, которые считал Путин моментом истины в реальном стремлении Лукашенко к объединению с Россией.

Сейчас создалась такая ситуация, что явочным порядком Беларусь пытается пересмотреть то соглашение, которое было достигнуто в Сочи, что Россия поставляет Беларуси газ по рыночным ценам. Причем не по мировым, а по эсэнговским рыночным ценам. То есть по той цене, по которой газ давно уже поставляется Украине. В ответ Лукашенко предложил прокачку газа через Беларусь осуществлять тоже по рыночным ценам. Россия на это согласилась. Но сейчас, видимо, для того чтобы минимизировать некое политическое давление со стороны Беларуси, на 2004 год было предложено все-таки газ поставлять в Беларусь не государственному "Газпрому", а частным российским газовым компаниям, "Итере" и "Трансавто". "Итера" и "Трансавто" все договора на январь, которые были заключены, выполнили. Дальнейшие договоры Беларусь как бы тянет заключать, именно на тех условиях, которые были оговорены в Сочи.

Надо сказать, наши частные компании даже были готовы относительно цены 50 долларов за кубометр снизить свои претензии где-то до 40 с небольшим. Но "Газпром" после некой паузы в переговорах, видимо, Миллер советовался с Кремлем, все-таки поставил вопрос именно о той цене, которая была обговорена президентами, 50 долларов за кубометр. И сейчас Беларуси ничего другого не остается, как срочно перезаключить договора или отбирать газ из тех магистральных трубопроводов, которые идут в Европу. Тогда им надо объяснять эту ситуацию Польше и Германии…

26-01-04."ГАЗПРОМ" ПОСТУПИЛ НЕ ПО-БРАТСКИ

Елена Любарская, Vip.Lenta.Ru


Для двух государств, которые официально все еще готовятся к образованию единого союза, Россия и Белоруссия ведут себя друг с другом, мягко говоря, недружелюбно. В ночь на 24 января "Газпром" собирается дать главное сражение в "газовой войне" с братьями-славянами. Вечером в среду было объявлено, что все поставки газа на территорию Белоруссии будут полностью прекращены. Собственных запасов "Белтраснгаза" хватит едва ли на три недели - в подземных хранилищах этого предприятия хранится всего 680 миллионов кубометров топлива. После этого жизнеобеспечение Белоруссии окажется под угрозой, и единственным выходом для Минска станет несанкционированный отбор, то есть кража газа из труб, по которым Россия экспортирует его в Польшу и Германию по вверенной Лукашенко территории.
"Газовая" история российско-белорусских отношений проходит по такому же сценарию, как и "валютная" и "конституционная". Российская сторона называет свои условия. Белорусские власти, понимая, что деваться им некуда, нехотя дают согласие, а после этого как можно дольше затягивают подписание договоров и проведение достигнутых соглашений в жизнь. Однако пока что все разговоры о том, чтобы перекрыть Белоруссии газ, ограничивались угрозами, а на деле соседнее государство продолжало получать газ по внутрироссийским ценам "пятой зоны", то есть по 30 долларов за тысячу кубометров. Мировые цены на газ при этом составляют 110-120 долларов за тысячу кубометров, и даже Украина платит "Газпрому" по 50 долларов. 12 апреля 2002 года, когда у российско-белорусского союза еще была надежда стать былью, было подписано "Соглашение о создании равных условий в области ценовой политики и о расширении сотрудничества в газовой отрасли". Россия обязалась поставлять Белоруссии дешевый газ, а Лукашенко взамен должен был создать условия для приобретения "Газпромом" контрольного пакета акций "Белтраснгаза" - предприятия, через которое проходит экспорт нашего сырья в Европу. Создание совместного предприятия на базе "Белтрансгаза" должно было быть завершено еще летом 2003 года. Однако в сентябре глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что "в отношениях с Белоруссией мы ставим точку". Обсуждение продажи "Газпрому" белорусских активов зашло в тупик по вине Лукашенко и его коллег. "Белтрансгаз" является стратегически важным для Белоруссии предприятием, поэтому "Газпрому" было отказано в приобретении 51 процента акций. Кроме этого, стороны не сошлись в оценке стоимости активов. Эксперты "Газпрома" оценили "Белтрансгаз" исходя из его балансовой стоимости в 1 миллиард долларов, а в Белоруссии цена предприятия была установлена правительством и составила 5 миллиардов долларов. В результате "Газпрому" было предложено купить 49 процентов акций и кроме этого заплатить за них долей в современном магистральном газопроводе "Ямал-Европа", который является стопроцентной российской собственностью и проходит по территории Белоруссии. Такие условия Миллера и его коллег не устроили, так что они заявили о прекращении переговоров.

Отказ от создания совместного предприятия автоматически предполагал возобновление разговоров о переходе отношений с Белоруссией в газовой сфере на рыночные условия. Из-за льгот, предоставляемых Белоруссии, "Газпром" ежегодно терял до 500 миллионов долларов выручки. И тот факт, что газовый транзит через Белоруссию обходился России в 2,5 раза дешевле, чем через Украину, все равно не окупал этой разницы. Осенью по предложению "Газпрома" правительство РФ приняло решение о прекращении действия российско-белорусского соглашения о единой ценовой политике в области газа, и "Газпром" заявил, что с начала 2004 года будет продавать соседям газ по цене 50 долларов за тысячу кубометров. Именно на таких условиях гендиректору "Белтрансгаза" Петру Петуху было предложено подписать новый контракт. Лукашенко с этим не согласился. Он заявил, что покупая газ по рыночной цене, Белоруссия потеряет как минимум 120 миллионов долларов, и в бюджете не останется денег на выплату пенсий и зарплат. Белорусский президент попросил Путина о встрече, чтобы обсудить повышение цен, однако встретил жесткую позицию президента РФ, который настоял на переходе к рыночным отношениям. В результате новый контракт с Белоруссией "Газпром" не подписал и с 1 января прекратил поставки газа.
Кроме "Газпрома" топливом братскую республику обеспечивали еще две российские независимые компании: "Итера" и "Транс Нафта". Вдвоем они удовлетворяли 25 процентов газовых потребностей Белоруссии, поставляя туда 7,8 миллиардов кубометров в год, однако цена их газа составляла для Белоруссии 46,68 долларов за тысячу кубометров, а объем прокачки все равно регулировался "Газпромом". Хотя контракты "Белтранснефти" с этими компаниями на 2004 год были уже подготовлены, в них не была проставлена цена, так как не было гарантий "Газпрома" на прокачку. Это значило, что пока Белоруссия не договорится с "Газпромом", независимые компании тоже не смогут поставлять ей газ. К 16 января "Итера" и "Транс Нафта" выполнили все обязательства по прошлогодним контрактам и к полуночи 24 января собираются прекратить поставки.
Таким образом, причины перекрытия газовой трубы выглядят как чисто экономические. Но только на первый взгляд.

Газ как аргумент

По сведениям газеты "Коммерсант", переговоры между Алексеем Миллером и гендиректором "Белтрансгаза" Петром Петухом, происходившие 22 января, были прерваны около 11.00. До этого момента обсуждалась цена в 41-45 долларов за тысячу кубометров. Вдруг Миллер взял паузу и вышел из переговорной. Вернувшись через четверть часа, он сообщил, что цена в 50 долларов является окончательной и дальнейшая торговля невозможна. Белорусские источники "Коммерсанта" уверены, что подобное решение было продиктовано главе "Газпрома" прямо из Кремля.

До сих пор в переговорах с Россией Лукашенко отказывался идти на какие-либо серьезные политические уступки. В октябре 2003 года стало ясно, что введение в Белоруссии в параллельное обращение безналичного российского рубля, которое должно было стать первым шагом на пути к полному переходу этой республики на рубль летом 2005 года, так и не произойдет. 27 октября Лукашенко заявил, что "необходимость в этом отпала сама собой". Проблемы с введением рубля были связаны с тем, что Россия настаивала на создании единого эмиссионного центра в Москве, что президент Белоруссии воспринимает как угрозу собственной независимости. Еще в августе он заявил, что "Россия не хочет давать Белоруссии гарантии сохранения равноправного положения в финансовой, политической и экономической сферах после создания союзного государства".

В отношении других направлений создания российско-белорусского союза Лукашенко на уступки также не готов. В первую очередь это касается Конституционного акта. Минск настаивает на учреждении наднациональных органов власти, Москву же это не устраивает. В целом, хотя объединение с Белоруссией могло бы принести Путину ряд политических дивидендов, союз все-таки нужнее Лукашенко. Для белорусского президента это - единственная возможность остаться на третий срок и сохранить хоть какую-то легитимность в глазах мирового сообщества. У России же есть множество рычагов давления на Лукашенко.

И
газ в этом списке, несомненно, стоит на первом месте1.01.04."Газпром" прекратил поставки газа в Беларусь, не сойдясь в цене на белорусские магистральные газопроводы с властями республики. 

 

"Газпром" настаивает на том, что "Белтрансгаз", которому принадлежат трубопроводы, необходимо приватизировать по балансовой стоимости ($600 млн). В январе газ в Беларусь поставят АО "Транснафта" и НГК "Итера", но их ресурсов едва хватит на то, чтобы обеспечить республику горючим до весны.
Вчера замгендиректора "Белтрансгаза" Валерий Загородин сообщил Ъ: "Вечером 31 декабря `Газпром` уведомил нас, что в январе газ будут поставлять `Транснафта` и `Итера`, с которыми подписаны соответствующие контракты. Цена остается на уровне прошлого года – $46,68 за 1 тыс. кубометров. В январе республика не будет испытывать дефицита газа". В январе в Беларусь будет поставлено 2 млрд кубометров газа, из которых 1,2 млрд придется на "Транснафту" и 0,8 млрд на "Итеру". Как сообщил Ъ пресс-секретарь "Итеры" Евгений Остапов, компания поставляет в республику собственный газ, перспективы обеспечения Беларуси горючим полностью зависят от итогов переговоров "Газпрома" с белорусским правительством. "Итера" заключила контракт с "Белтрансгазом" о поставках в республику в 2004 году до 7,5 млрд кубометров газа.  В "Итере" предполагают, что независимые поставщики будут поставлять газ в Беларусь весь первый квартал. "Газпром" пообещал подписать контракт с "Белтрансгазом" только после создания СП по магистральным газопроводам, для чего необходимо оценить собственность "Белтрансгаза".
На 12 января запланированы переговоры по этому вопросу между премьер-министрами России и Беларуси Михаилом Касьяновым и Сергеем Сидорским. Как показала прошедшая в конце прошлого года аналогичная встреча, власти России и Беларуси совершенно по-разному оценивают ситуацию. Сергей Сидорский в конце прошлого года заявил: "Россия поставит в Беларусь газ в полном объеме по внутрироссийским ценам". И уточнил, что речь идет о 20,5 млрд кубометров газа. На следующий день пресс-служба "Газпрома" сообщила, что никаких указаний из правительства России на этот счет не поступало: на 2004 год предусмотрены поставки в Беларусь в объеме 18,5 млрд кубометров, в том числе "Газпромом" – 10,2 млрд. Весной 2002 года Россия и Беларусь подписали соглашения о создании равных условий в области ценовой политики и о расширении сотрудничества в газовой отрасли. "Газпром" обязали поставлять газ в Беларусь по ценам пятого ценового пояса РФ (912 руб. за 1 тыс. кубометров). В свою очередь Беларусь должна была обеспечить условия для создания газотранспортного СП с "Газпромом" на базе "Белтрансгаза". Поскольку оно так и не было создано, "Газпром" настаивает на подписании контракта на поставку газа в Беларусь в 2004 году на рыночных условиях (около $50 за 1 тыс. кубометров). Вчера информагентство "Интерфакс" сообщило, что "Газпром" вновь требует оценить "Белтрансгаз" по балансовой стоимости, которая составляет около $600 млн. Однако, по мнению представителей правительства Беларуси, республика уже пошла на компромисс, согласившись на равное участие сторон в уставном капитале СП. Премьер-министры Беларуси и России в конце декабря согласовали возможность проведения независимой оценки рыночной стоимости "Белтрансгаза", которая ранее была определена белорусской стороной в размере $5 млрд. "Газпром" вчера не комментировал ситуацию. По-видимому, Беларусь будет вынуждена пойти на компромисс с "Газпромом", иначе в мае республика останется без российского газа. Стоит отметить, что доля этого топлива в энергосистеме республики составляет 90-95%.
 

19.12.2003 Решение о способе проведения в Беларуси реформы электроэнергетики будет принято в конце декабря (предположительно 31 декабря) на совещании у президента, сообщил заместитель министра энергетики Беларуси Александр Сивак на пресс-конференции в пятницу.

По словам замминистра, главным принципом реформы будет разделение производства электроэнергии по видам деятельности: генерация, передача, распределение и сбыт. "По этому пути при реформе отрасли пошли практически все страны СНГ", — отметил А.Сивак. Первоначально в Беларуси планируется создать сетевую компанию, а все функции госуправления отраслью, в том числе и энергетический надзор, передать Минэнерго. Затем будет создана генерирующая компания. "Потом при необходимости мы проведем акционирование и создадим электроэнергетический холдинг", - сказал замминистра энергетики. Реструктуризацию электроэнергетики Беларуси планируется провести за три года.

Комментарий :  Пока некоторые продолжают упрекать лукашенковский режим в антирыночной направленности, этот же режим продолжает планомерно и методично готовить ключевые отрасли народного хозяйства к их будущей приватизации. После «Белтрансгаза» настал черед «Белэнерго». «Реформа» заключается в юридическом дроблении собственности объекта на порции, которыми можно будет периодически приторговывать, как семками на базаре. В зависимости от потребности новоиспеченного холдинга в «инвестициях» (300 млн. у.е. в год, по словам гендиректора «Белэнерго» Сергея Белого). При этом разделение предприятия по видам деятельности позволяет отделить прибыльные сектора от затратных (например, изрядно состарившихся инфраструктур). Можно не сомневаться, что в случае приватизации, последние останутся на «иждивении» у налогоплательщика. Таким образом, расходы делятся на всех, а прибыль достается избранным - тем, кто подобно акционерам чубайсовского РАО «ЕЭС», зарегистрированы в офф-шорных зонах на далёких островах. Упомянутый опыт подобного реформирования энергетики стран СНГ (а также примеры их «наставников» Испании, Калифорнии, Австралии и Великобритании) советует белорусам ожидать повышения тарифов, веерных отключений и прочих неолиберальных прелестей. Впрочем, это только мечты. Впереди еще три долгих года. И о будущей приватизации никто не обмолвился. Пока…      

4/11/В опрос о создании совместных предприятий с российскими компаниями на базе ОАО “Белшина”, “Могилевхимволокно” и “Могилевский завод искусственного волокна” будет рассмотрен в ближайшее время на заседании правительства.  

Президент концерна “Белнефтехим” Иван Бамбиза на заседании Совета министров, состоявшемся 23 октября, отметил, что концерн ускорил разработку документов по привлечению на эти предприятия инвесторов. По его словам, с этой целью проработано несколько вариантов. А самый оптимальный в настоящее время — это создание совместных предприятий. Концерн “Белнефтехим” и Могилевский облисполком еще в августе подготовили предложения о продаже контрольных пакетов акций в трех открытых акционерных обществах — “Могилевхимволокно”, “Белшина” и “Могилевский завод искусственного волокна”. Эти предприятия не имеют денег для реконструкции и находятся в полной зависимости от внешних поставщиков сырья, говорится в подготовленной “Белнефтехимом” и Могилевским облисполкомом аналитической записке. При этом инициаторы предложения признают, что правительство неоднократно помогало химическим гигантам, но эта помощь имеет кратковременный эффект, а проблемы накапливаются. Между тем спрос на продукцию “Могилевхимволокна” сегодня на мировых рынках очень высокий, однако предприятие не может полностью загрузить свои мощности из-за нехватки сырья. Например, поставки такого сырья, как параксилол, белорусский “Нафтан” закрывает лишь на 50%. Половину объема должны поставить российские компании, однако им выгоднее направлять сырье на российские заводы или на экспорт, а не на белорусские предприятия. Кроме того, в России вводятся новые мощности по производству полиэтилентерефталата и терефталевой кислоты, сырьем для которых является параксилол. Поэтому ситуация для белорусских предприятий в ближайшей перспективе еще больше обострится, отмечают в “Белнефтехиме”. “Белнефтехим” проанализировал возможность организации дополнительного производства параксилола на белорусских НПЗ. По оценкам, “Нафтан” мог бы увеличить его объемы, но незначительно. А чтобы организовать его производство на Мозырском НПЗ, потребуется 175 млн. USD. В концерне “Белнефтехим” считают, что нужно принимать кардинальные шаги для привлечения на эти предприятия инвестиций. В первую очередь речь идет об инвестициях со стороны российских нефтегазовых компаний, которые владеют предприятиями по производству основных видов сырья для химии и нефтехимии. Поэтому предложено выставить на продажу контрольные пакеты акций 3 предприятий нефтехимии. Специалисты пришли к выводу, что не получив контрольные пакеты акций в уставных капиталах белорусских предприятий, российские компании не станут поставлять в Беларусь сырье по внутрикорпоративным ценам. А значит, продукция отечественных предприятий не сможет выдержать конкуренцию на российском рынке. Концерн “Белнефтехим” разработал и направил в правительство конкретные предложения по реформированию ОАО “Белшина”, ОАО “Могилевхимволокно” и завода искусственного волокна. Предложение о продаже контрольных пакетов акций должен обязательно одобрить Александр Лукашенко. В августе белорусский президент посетил ОАО “Могилевхимволокно”, которое является крупнейшим в Европе предприятием химического профиля. Среди главных вопросов, которые обсуждали первые лица во время визита на комбинат, — привлечение инвестиций в процессе его приватизации.


24 октября, Минск /Милена Ануфриенок - БЕЛТА/. Беларусь не намерена отдавать "Белтрансгаз" за бесценок. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе состоявшейся 24 октября пресс-конференции. 

Глава государства отметил, что наша страна уже пошла на уступки в отношении условий создания совместного белорусско-российского газотранспортного предприятия. Россия не поддержала предложение создать единую газотранспортную систему и внести в уставный фонд СП участок газопровода «Ямал-Европа». Беларусь согласилась и исключила российскую "трубу", и сейчас разговор ведется только о "Белтрансгазе", отметил Александр Лукашенко. Изменилась позиция белорусской стороны и в отношении контрольного пакета акций. Беларусь может предложить 50% акций "Белтрансгаза" с условием, что 10 млрд. кубометров газа будет ею добываться в России. В настоящее время идет дискуссия по этому вопросу, сказал Александр Лукашенко. Рыночная стоимость "Белтрансгаза" составляет 5,5 млрд. долларов. Россия предлагает за 50% акций 300 млн. долларов, что составляет половину балансовой стоимости предприятия. Беларусь не устраивает этот вариант, подчеркнул глава государства. Он отметил, что за покупку 49% акций газотранспортного предприятия Словакии три инвестора, включая ОАО "Газпром", заплатили 2,7 млрд. долларов, хотя оно меньше, чем белорусское.

 

Сацыяльная палітыка

30-01-04 ( Радио Свобода Афіцыйная статыстыка канстатуе, што сёньня ня маюць сталай працы больш за 136 тысяч беларусаў. 

Пры гэтым магчымасьці знайсьці сабе месца ў краіне таксама звужаюцца. На пачатак гэтага году ў краіне зарэгістравана больш за 136 тысяч беспрацоўных – гэта 3,1% ад эканамічна актыўнага насельніцтва. Апрача таго, паводле зьвестак прафсаюзаў, летась 332 тысячы чалавек знаходзіліся ў вымушаных адпачынках з ініцыятывы наймальніка альбо працавалі няпоўны тыдзень. А вось колькасьць вакансіяў на прадпрыемствах ды арганізацыях склала 31 тысячу – гэта на 13% меней, чым год таму. Трэба яшчэ нагадаць, што на канец 2003 году сярэдні заробак у краіне не перавышаў 130 даляраў, а такіх грошай хапае толькі для таго, каб зьвесьці канцы з канцамі. Як бачна, сытуацыя на рынку працы ў цэлым ня надта аптымістычная, нават з афіцыйных лічбаў.

З чым зьвязаны гэтакі рост беспрацоўя? Па-першае, шматлікія прадпрыемствы ды арганізацыі, фінансавае становішча якіх не найлепшае, сталі больш скарачаць працаўнікоў. Альбо адпраўляць у вымушаныя адпачынкі – гэта таксама беспрацоўе, але прыхаванае і ягоны ўзровень таксама паступова расьце. Па-другое, самі працаўнікі ў пэўны момант адчуваюць, што за такі заробак, як у іх, лепей зусім не працаваць, ды звальняюцца. Спачатку яны самі спрабуюць знайсьці нейкую працу, але паколькі вакансіяў цяпер сапраўды няшмат ды іншыя працадаўцы прапануюць прыкладна такія ж умовы, такія людзі вырашаюць, што мяняць, як кажуць, быка на індыка, ня варта. І застаюцца беспрацоўнымі, прынамсі, афіцыйна.

Што да рэальнага ўзроўня беспрацоўя ў краіне, розныя экспэрты прыводзяць лічбы, якія вагаюцца паміж 10-20% – менавіта столькі працаздольных беларусаў ня маюць, быццам бы, працы.

11.12 03. Проект постановления Совета Министров "Об утверждении комплекса мер Правительства Республики Беларусь по выполнению Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь" одобрен 11 декабря на заседании Президиума Совмина. Как сообщили корреспонденту БЕЛТА в секретариате премьер-министра страны, эта программа была принята правительством в июне 2003 года. Сейчас подготовлен комплекс мер по формированию условий для проведения структурной перестройки и повышения конкурентоспособности отраслей и регионов.

Так, в промышленности будут реализовываться мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, в том числе реструктуризация неработающих или неэффективно работающих организаций, создание новых и модернизация действующих производств. Кроме того, ставится задача увеличить источники собственных средств для расширения воспроизводства промышленного капитала, создать "структуры электроэнергетики, адаптированной к рыночным условиям".

В агропромышленном комплексе предстоит достичь финансовой устойчивости сельхозпредприятий, сформировать порядок поддержки лизинга сельхозтехники отечественного производства за счет средств бюджета и банковских кредитов. В строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве должны быть снижены доли импортируемых стройматериалов путем применения импортозамещающей продукции и использования местных ресурсов. /БЕЛТА/.

Комментарий : Финансовый жаргон не перестает удивлять своим лицемерием. Опыт показывает, что более всего следует опасаться тогда, когда из уст финансистов и чиновников слышишь выражения «оздоровление», «санация», «терапия». Как правило, в таких случаях речь идет о планируемых массовых увольнениях и сокращениях социальных расходов. Это ли имел ввиду Совмин?     

08.12.2003 Проект Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" принят 8 декабря в первом чтении Палатой представителей Национального собрания. В ходе голосования законопроект о бюджете на будущий год поддержали 82 парламентария, 2 — высказались против. Подавляющим большинством голосов депутаты приняли изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам налогообложения. Представляя законопроект депутатскому корпусу, министр финансов Николай Корбут отметил, что бюджет 2004 года должен стать действенным инструментом финансовой стабилизации, снижения инфляции, обеспечения подъема производства и развития экспорта, а также повышения жизненного уровня населения. Количественные и качественные параметры бюджета сформированы, исходя из прогноза основных макроэкономических показателей, увязанных с программой социально-экономического развития страны на 2001-2005 годы, решениями главы государства и правительства, а также ожидаемого исполнения бюджета этого года. Прогнозируется, что в 2004 году темп роста ВВП составит 109-110 %, индекс потребительских цен — в пределах 114-119%, темп роста реальной заработной платы — 110-111%, а среднегодовой курс белорусского рубля к доллару США — 2280 рублей. В области бюджетно-налоговой политики предусмотрены меры по сокращению налоговой нагрузки. Так, ставка налога на добавленную стоимость будет снижена с 20 до 18%. Министр финансов отметил, что в будущем году будет осуществлен ряд мероприятий по сокращению льгот и проференций, упрощена система взимания налогов. В частности, предлагается отменить пониженную ставку (15%) по налогу на прибыль на малых предприятий. Это обеспечит привлечение в доход бюджета около 10 млрд. рублей. Всего же доходы республиканского бюджета на 2004 год составят 13,2 трлн. рублей, а расходы — 13,9 трлн. рублей. В целях дальнейшей консолидации в бюджете государственных фондов и усиления контроля за эффективностью использования средств, впервые в состав бюджета включены средства Фонда социальной защиты населения (5,4 трлн. рублей). Что касается дефицита бюджета, то он составит 690,2 млрд. рублей или 1,5% от ВВП. Кстати, на финансирование дефицита бюджета в будущем году не предусматривается привлечение кредитов Национального банка, а будут привлекаться внутренние источники. Основными источниками доходов бюджета Николай Корбут назвал налоги на добавленную стоимость, прямые налоги на доходы и прибыль юридических лиц, подоходный налог, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций, акцизы. Говоря о расходах, глава Минфина подчеркнул, что бюджет будущего года сохраняет и усиливает социальную направленность. Расходы на социальную политику планируются в сумме 924,8 миллиарда рублей, или 167,3% к уточненному плану на 2003 год. Приоритетными направлениями бюджетных расходов являются повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, выплаты пенсий, стипендий, различных пособий. Николай Корбут сообщил, что заработная плата "бюджетникам" к концу 2004 года планируется в эквиваленте 170-175 долларов США. Расходы на образование в проекте бюджета предусмотрены в сумме 511,5 млрд. рублей, или 127,1% к объему текущего года. В сфере здравоохранения обеспечение финансовыми ресурсами будет осуществляться как за счет бюджета, так и увеличения платных услуг. Расходы в этой сфере вырастут на 22 процента и их удельный вес в ВВП составит 4,7%. Расходы на преодоление последствий катастрофы на ЧС запланированы в размере 431,5 миллиарда рублей. Значительную долю при этом составляют ассигнования на выплату льгот и компенсаций, а также капитальные вложения. На финансирование Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 года будет направлено 51,7 миллиарда рублей. На финансирование сельского хозяйства предусматривается направить из консолидированного бюджета 327,8 миллиарда рублей. Планируемые средства пойдут на выплату надбавок к закупочным ценам, погашение долгов по закупленной технике и на закупку сельхозтехники у отечественных производителей. Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в будущем году определен в размере 987,5 миллиарда рублей. Министр отметил, что, начиная с будущего года, существенно изменятся источники финансирования программы жилищного строительства. Из них исключаются целевые кредиты Национального банка, а основными источниками финансирования должны стать кредиты банков, средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, а также средства бюджета для удешевления кредитов банков на жилищное строительство. //БЕЛТА

Комментарий : Каждый год во время принятия очередного бюджета, белорусам заявляется о сохранении и преумножении его «социальной направленности». Однако в реальности все немного иначе : радикальное повышение коммунальных тарифов, рост цен на жильё, тарифов на транспорт, сужение перечня бесплатных медицинских услуг в госучреждениях, коммерциализация общественного образования и рост социального расслоения стали привычным и перманентным процессом. С таким повышением социальной направленности бюджета получается как в анекдоте про лося, который всё пьёт, пьёт, а ему всё х…вей. 

18.11.2003 Президент Беларуси издал Указ № 487, которым внесены изменения и дополнения в другой указ — № 285 от 19 мая 1999 года.  Тем документом четырехлетней давности был введен потолок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов затрат на их оказание. Новым президентским указом такая норма ликвидирована

14.10. (БЕЛТА)Д епутаты Минского городского Совета в целом одобрили программу развития здравоохранения белорусской столицы на 2003-2007 годы

К 2006 году, поэтапно, предполагается сократить количество коек в больницах с 17700 до 17100. За это время укрепить амбулаторно-поликлинические учреждения оборудованием и кадрами для того, чтобы пациенты по месту жительства смогли получить квалифицированную помощь. За счет реструктуризации и сокращения коечного фонда предполагается сэкономить 7,9 млрд. рублей. Упорядочение отпуска лекарственных средств на льготных условиях и мероприятия по экономии топливно-энергетических ресурсов сэкономят для бюджета города еще соответственно 1,2 млрд. рублей и 800 млн. рублей. (www.belta.by)

 

  Правы чалавека на Беларусі

21.11.2003. 19 ноября на заседании Административного совета Международной организации труда в Женеве решено создать комиссию по расследованию обвинений в серьезных нарушениях прав трудящихся в Беларуси.

Решение создать комиссию принято на основании многочисленных жалоб белорусских профсоюзов на действия властей. Жалобы по поводу их вмешательства в дела профсоюзного движения писались еще с 2000 года. На летней сессии МОТ предупредила официальный Минск о возможности создания такой комиссии. Кроме того, недавно, профсоюзные лидеры Ярошук и Бухвостов получили по 10 суток административного ареста. Создание комиссии МОТ — случай чрезвычайный. За всю историю этой организации подобное делалось лишь несколько раз: по отношению к Бирме, где был установлен режим военной диктатуры, а также к Румынии и Польше, когда они еще принадлежали к коммунистической системе. В зависимости от результатов деятельности комиссии МОТ примет окончательное решение по Беларуси. Не исключены и международные экономические санкции. Дело в том, что Административный совет МОТ заявил о своем намерении способствовать тому, чтобы и Европейский союз начал расследование по Беларуси. Это может привести к отмене торговых преференций, которые Беларусь имеет в рамках Генеральной системы преференций. Как сообщает интернет-газета «Белорусские новости», лидер Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук о вероятных санкциях говорит безо всякого восторга: — (…)Профсоюзное движение Беларуси всегда выступало и выступает против введения таких санкций. Но с чем мы никогда не согласимся — это с притеснением и нарушением прав профсоюзов. И мы в дальнейшем будем информировать все причастные к этой проблематике международные инстанции. Экономист Ярослав Романчук следующим образом оценивает потери Беларуси в случае лишения ее торговых преференций: — У нас сейчас экспорт идет в 52 страны вне СНГ. Примерно 35 из них — европейские страны. После вступления в ЕС Литвы и Польши и в случае принятия такого решения прямых запретов на импорт белорусской продукции, скорее всего, не будет. Можно ожидать, что наша продукция будет объявлена не соответствующей, к примеру, стандартам качества Евросоюза. То есть рынок ЕС для белорусских товаров так или иначе будет закрыт. Конечно, наши предприятия смогут торговать через посредников, но на этом тоже будут терять деньги. (…) В абсолютных цифрах потери сейчас оценивать сложно, но то, что это будут большие деньги, сомнений не вызывает. По мнению Ярослава Романчука, подобными решениями международные организации дают понять белорусскому правительству, что так дальше работать нельзя. Беларусь движется в непонятном для Европы направлении, и решения международных структур — это попытки, как выразился эксперт, "дать компас" руководству страны.  

Комментарий: Мы живем в стране, где власти практически уничтожили профсоюзы, а любой социальный активизм подавляется в корне. Ситуация банальна и типична для любой диктатуры. Экзотично выглядит лишь облик некоторых белорусских «защитников прав трудящихся». Странное совпадение: дежурным экспертом по социальным вопросам в большинстве оппозиционных изданиях сейчас выступает тот самый Романчук, который совсем недавно на страницах «Белорусской газеты» неоднократно заявлял, что всякие коллективные права – мрачный пережиток социализма, призывал ограничивать права профсоюзов и даже предложил «альтернативный бюджет» с регрессивной шкалой подоходного налога (это когда бедные платят больше чем богатые). Странный «эксперт». Это как если бы министром здравоохранения назначили директора Гродненской табачной фабрики.

30-10 По постановлению суда Центрального района Минска на 10 суток за нарушение порядка проведения пикетирования арестован председатель  Белорусского профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ) Александра БУХВОСТОВА.

Во время пикета профсоюзный лидер пытался во всеуслышание заявить о том, что в Белоруссии нарушаются права трудящихся.
Александр Бухвостов, как того требует белорусское законодательство, обратился к городским властям с просьбой разрешить ему лично провести пикет на Октябрьской площади, которая расположена в центре белорусской столицы, в непосредственной близости от резиденции президента. Но Мингорисполком отправил профлидера с глаз долой - в район удаленной площади Бангалор. Сюда “ссылают” всех оппозиционеров и протестующих, поскольку людей здесь практически нет, лишь изредка встречаются местные жители, выгуливающие собак. Но Бухвостов твердо решил идти в центр города. “Я хочу сказать открыто, что происходит. На профсоюз АСМ оказывается непрекращающееся колоссальное давление со стороны властей. Людей настраивают против моих товарищей, против руководства профсоюза. На них психологически давят. Они нуждаются в защите. Мы обращались в прокуратуру, в другие органы надзора, чтобы пресечь давление на профсоюз. Но до сих пор не получили ответа ни из Генпрокуратуры, ни от министра промышленности”, — заявил накануне Александр Иванович.
Следует отметить, что недавно под давлением властей пленум профсоюза АСМ принял решение провести в конце декабря внеочередной съезд, на котором планируется переизбрать председателя организации. Исход съезда определит не только судьбу Бухвостова, но всей организации в целом. Федерация профсоюзов Беларуси, членом которой пока является профсоюз АСМ, также нанесла организации еще один удар в спину. Под предлогом кадровой ротации лидер профсоюза АСМ был выведен из состава президиума ФПБ. В назначенное время на Октябрьской площади собралось около сорока человек: профсоюзные активисты, журналисты. Здесь же находились сотрудники МВД и переодетые в гражданку “молодцы” из спецслужб. Неподалеку дежурили два автобуса ОМОН.
Едва Бухвостов развернул плакат “Протестуем против нарушения прав трудящихся”, его тут же окружила плотная стена журналистов и “шпиков”. Майор милиции стал зачитывать решение горисполкома о назначенном месте пикетирования на площади Бангалор. Его прервала чья-то команда: “Хватит, забирайте!...” И спортивного вида ребята, оттеснив журналистов, поволокли Бухвостова в подкативший автобус. Туда же впихнули и председателя профкома профсоюза радиоэлектроники Игоря Комлика. В тот же день Центральный суд Минска вынес постановление об аресте Бухвостова.

04/11/2003 В Беларуси будет организован и проведен комплекс специальных мероприятий, направленных на усиление контроля за режимом пребывания в стране иностранных граждан и лиц без гражданства, на пресечение совершаемых ими правонарушений преступлений.  Такое решение было принято по итогам проведенного на прошлой неделе в МВД республики совещания представителей республиканских органов государственного управления на тему: "Координация совместных усилий в противодействии незаконной миграции на территории Республики Беларусь". Участники совещания обсуждали вопросы, касающиеся увеличения числа задержанных незаконных мигрантов на стыке границ Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины - в южном направлении, приглашения иностранцев для обучения в белорусских вузах и усиления контроля за   пребыванием и обучением (Звязда)

17.10.2003 Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил Ильхама Алиева с победой на президентских выборах в Азербайджанской Республике.(БЕЛТА) 

По свидетельствам азербайджанской оппозиции и международных наблюдателей, в ходе голосования и подсчета его результатов были допущены массовые фальсификации. Однако председатель комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Борис Биккинин в интервью "Интерфаксу" заявил, что президентские выборы в Азербайджане прошли на демократичной, справедливой и прозрачной основе: "Побывав на многих избирательных участках, я убедился в том, что азербайджанский народ действительно в своем большинстве голосовал за Алиева. Тем самым люди выражали надежду на то, что на азербайджанской земле сохранятся мир и спокойствие". Нет никаких сомнений в том, что Алиев-младший выиграл честно и чисто, и у России. Белорусская оппозиция вспоминает, что точно так же Москва повела себя во время проведения у нас референдума в 1996 году и президентских выборов в 2001 году, когда международные наблюдатели отмечали многочисленные факты нарушений. Согласно сообщению пресс-службы Партии БНФ, ее лидер Винцук Вячорка так прокомментировал приход к власти Ильхама Алиева: "Сын Гейдара Алиева Ильхам сменил своего отца во власти при помощи хорошо известных белорусам методов. Я лично знаю лидера демократической партии Азербайджана "Мусават" Ису Гамбара. Это высокообразованный человек, настоящий интеллигент, с высшим чувством ответственности за свой народ и действительно популярный в народе. Его силой и манипуляциями не допустили к государственному рулю люди родом с советского прошлого". (www.naviny.by)

Комментарий: На самом деле, все спихивать на советское прошлое не стоит. Общеизвестный факт, как и аналогичные режимы каспийского региона, азербайджанская диктатура зиждется совсем не на теории марксизма-ленинизма, а главным образом на западных миллиардах. После прихода к власти в 1993 году, партаппаратчик со стажем Гейдар Алиев стал любимчиком западных корпораций, продав почти всю нефтяную и газовую отрасли консорциуму корпораций (помимо росийского Лукойла это British Petroleum, Amoco, Unocal, Pennzoil, McDermott, Ramco, Statoil, TPAO). Насколько оправданы параллели с режимом Лукашенко, покажут результаты готовящейся приватизации «Белтрансгаза» и предприятий «Белнефтехима».  

 

 

   Экалёгія

13.12.2003. При вступлении в силу Киотского протокола Беларусь сможет получить от 400 млн. до 1 млрд. долларов за счет так называемой продажи чистого воздуха — продажи прав на выброс парниковых газов. Такие расчеты в интервью "Интерфаксу" привел начальник управления информации, пресс-секретарь МИД Андрей Савиных. "Однако эту возможность можно будет реализовать только в том случае, если Киотский протокол приобретет глобальный характер, а именно — будет подписан странами, суммарный выброс которых превышает 55%. Чем выше будет эта цифра, тем действенней и масштабней станут экономические механизмы реализации Киотского протокола", — подчеркнул официальный представитель МИД Беларуси. По информации А.Савиных, уровень выбросов в атмосферу углекислого газа государства-участника Киотского протокола не должен превышать при присоединении уровень 1990 года. "Для Беларуси этот уровень зафиксирован в размере 120 млн. условных тонн. Сегодня совокупные выбросы парниковых газов в республике составляют 55-70 млн. тонн. Таким образом, Беларусь имеет ресурс порядка 50-65 млн. тонн, которые мы можем продавать и переуступать государствам, чьи выбросы превышают нормативы, установленные Киотским протоколом, или использовать как стимул для собственного промышленного развития с привлечением иностранных компаний", — пояснил официальный представитель внешнеполитического ведомства. //"Интерфакс"

4.11 Беларусь и Россия разрабатывают совместную программу в области генетики.  Об этом сообщил заведующий кафедрой биофизического факультета Белорусского государственного университета доктор физико-математических наук, профессор Сергей Черенкевич. По его словам, в рамках этой программы белорусские и российские специалисты объединятся для выработки новейших технологий с использованием эмбриональных клеток животных и человека. Таким образом, медики смогут "выращивать" клетки и даже целые органы для замены тех, которые по какой-то причине перестали функционировать. Полученные разработки будут применяться в заместительной и восстановительной терапии. Например, при сахарном диабете, инфаркте, заболеваниях суставов и соединительной ткани. В конечном итоге, по прогнозам ученых, это может позволить человеку значительно продлить свое долголетие. Как пояснил С.Черенкевич, с белорусской стороны в разработке новых технологий примут участие виднейшие специалисты Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Минздрава и Института фотобиологии Национальной академии наук. (АФН)

14-10. Предполагаемые выгоды от возможного присоединения Беларуси к Киотскому протоколу намерены рассмотреть участники очередного заседания клуба экономистов. 

Оно пройдет 22 октября по инициативе Института приватизации и менеджмента /ИПМ/ в Минском международном образовательном центре в рамках консультативной программы федерального правительства Германии ТРАНСФОРМ (TRANSFORM). Как сообщила корреспонденту БЕЛТА менеджер проектов исследовательского центра ИПМ Светлана Савицкая, экономические выгоды от участия нашей страны в данном международном соглашении - не только наличные средства от продажи свободных квот. Прежде всего, это привлечение инвестиций, стимулирование энергетического перевооружения экономики, а также более тесное и эффективное партнерство с зарубежными компаниями, отметила специалист. Киотский протокол рамочной Конвенции ООН по изменению климата был подписан в 1997 году в японском городе Киото. Данное соглашение является единственным международным документом, направленным на снижение поступления парниковых газов в атмосферу. Протокол вступит в силу и будет действовать до 2012 года только после того, как его ратифицируют как минимум 55 стран, ответственных за выброс не менее чем 55% всех парниковых газов (по данным 1990 года). Согласно Киотскому протоколу, каждой стране выделяется определенная квота загрязнения окружающей среды парниковыми газами, влияющими на глобальное потепление планеты. С целью стимулирования снижения выбросов предполагается возможность торговли свободными квотами. (БЕЛТА)  

Адукацыя

11.12.03. Президент Беларуси Александр Лукашенко 10-11 декабря посетил с рабочим визитом Швейцарскую Конфедерацию для участия во Всемирном саммите по информационному обществу. Выступая 11 декабря на пленарном заседании этого масштабного форума, Лукашенко заявил о готовности Беларуси, обладающей высокими технологиями, подготовленными кадрами, сетевой инфраструктурой, участвовать в реализации международных программ на правах активного партнера, а не пассивного потребителя чужого продукта. Полный текст выступления размещен на официальном сайте Президента Республики Беларусь по адресу www.president.gov.by.  «Мы готовы предложить свои услуги в решении сложных расчетных задач, в мониторинге радиационной безопасности, в охране окружающей среды», - подчеркнул глава государства.

Информационные технологии должны быть доступны широким слоям населения, сказал Лукашенко. Однако в настоящее время стоимость программного продукта несоизмеримо велика по отношению к доходам населения большинства стран мира.

В этой связи президент Беларуси выступил с инициативой создать под эгидой ООН специальный Фонд для компенсации затрат производителям программного обеспечения при поставках продукции в развивающиеся страны по сниженным ценам.

Выступая на форуме, Лукашенко также отметил, что высшие и средние специальные учебные заведения Беларуси, наращивая объемы подготовки специалистов для своей страны, готовы расширить прием иностранных студентов и обеспечить высокий уровень их обучения.

Он подчеркнул, что в Беларуси "традиционно высокий уровень образования и развития человеческого потенциала". На сегодняшний день более четверти национального бюджета в республике направляется на финансирование образования и науки, добавил он. Лукашенко особо отметил, что белорусские программисты и другие специалисты востребованы во многих развитых странах. "С одной стороны это хорошо, но одновременно порождаются определенные сложности", — считает президент. Отметив, что "утечка мозгов" актуальна не только для Беларуси, но и других государств, Александр Лукашенко убежден в том, что эта проблема должна найти отражение в документах саммита.

Комментарий : Наращивание объемов и расширение приема иностранных студентов – это конечно хорошо, но господин Лукашенко забыл упомянуть, той «гигантской» доли национального бюджета, которую правительство направляет на образование, хватает на обеспечение лишь половины потребностей государственных белорусских ВУЗов. Их дальнейшая коммерциализация в сочетании с переходом на двухступенчатую систему высшего образования, едва ли будут способствовать повышению доступности последнего для белорусских граждан.     

 


Hosted by uCoz